Один из центральных конфликтов в социальной истории искусства после Второй мировой войны связан с общей ситуацией асинхронности. С одной стороны, ряд критиков, прежде всего американских, вознамерились сформировать первую в XX веке гегемонную авангардистскую культуру. Однако в ходе осуществления этого проекта выяснилось, что сам факт реконструкции модели авангарда неизбежно воздействует не только на статус произведений, которые создаются в таких обстоятельствах, но и на связанную с ними историографию, причем на последнюю даже глубже.
В позднемодернистской «Эстетической теории» Адорно ( 1970) центральную роль сохранило понятие автономии. Но в отличие от .а. Клемента Гринберга, который создал на его основе американскую версию позднемодернистской эстетики, Адорно обратился к принципу двойного отрицания. С одной стороны, поздний модернизм в его трактовке отрицает возможность возврата к эстетике автономии — эту возможность навсегда отняло уничтожение буржуазного субъекта, которое повлекли за собой фашизм и Холокост. С другой стороны, эстетика Адорно отрицает и возможность политизации художественных практик в революционной перспективе марксистской эстетики. Политизированное искусство может, по Адорно, служить лишь оправданием и мешать реальным политическим изменениям в ситуации фактической невозможности революционной политики в период послевоенной культурной реконструкции.
Хотите удивить любимую женщину? Тогда вам будет полезно узнать длительность полового акта и как он должен заканчиваться. Воспользовавшись рекомендациями, вы больше не будете не испытывать проблем сексуального характера, и получите продолжительный и качественный секс, приносящий удовольствие обоим партнерам!
Напротив, американский неомодернизм и направления, которые Петер Бюргер окрестил неоавангардом, — их наиболее активными защитниками выступили Гринберг и его ученик Майкл Фрид (род. 1939) — могли отстоять свои притязания не иначе как ценой систематической geschichtsklitterung [нем. фальсификация истории. — Пер.], прямых попыток писать историю с точки зрения доминирующих интересов, сознательно замалчивая глубокие сдвиги в представлениях о высокой культуре и авангарде, обсуждавшиеся выше (в первую очередь наследие дадаизма и русского — советского авангарда). Хуже того, Гринберг и Фрид не учли, что после Холокоста культурное производство не может просто так взять и восстановить преемственность с модернистской живописью и скульптурой. Негативная диалектика Адорно (самым известным выражением которой стал его вердикт о невозможности лирической поэзии после Освенцима) и его эстетическая теория, открыто противостоявшая неомодернизму Гринберга, недвусмысленно обозначили необходимость переосмысления самих условий культуры, оказавшихся необычайно зыбкими.